Выступление на районной научно-практической конференции

25.03.2014 15:18

Инновационный урок географии: формы и методы

 
 Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.
В таких условиях педагогу необходимо владеть методами и формами построения образовательного процесса, которые бы стимулировали самостоятельную познавательную деятельность ученика.
 Целью данной работы является изучение современных форм и методов проведения инновационного урока географии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие  «инновации» и «инновационный урок»;
2. Определить основные методологические принципы инновационного урока;
4. Подобрать формы и методы, которые соответствовали требованиям инновационного урока;
 
         Преподавание географии особенно остро нуждается в инновационных формах и методах обучения. Современным школьникам необходима мотивация к изучению «второстепенных» на их взгляд предметов, к числу таких предметов относят и географию. 
 
 Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере 
 Инновационный урок – это урок, в результате которого открывается и создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации. 
В его основе могут быть:
• элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий; 
• обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства); 
• научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся; 
• применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе, и т. д.
Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:
 
Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
 
  Выделяют следующие виды инновационных уроков. Рассмотрим некоторые из них подробнее. 
 
  Уроки самостоятельной деятельности – форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся.  При подготовке к урокам данного вида необходимо изучить уровни общеучебных умений и навыков учащихся, их способности к самостоятельной работе; определить содержание и направленность самостоятельной деятельности учащихся.  Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме. 
На уроках самостоятельной деятельности должны быть четко определены позиции учителя и ученика:
 
• позиция учителя: инициирование субъективного опыта ученика и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного процесса; выбор технологии обучения (как и чему, буду учить); 
• позиция ученика: выбор технологии учения (что и как сам буду изучать) на определенный период времени. 
 
 Исследовательский урок. В основе такого урока – организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения. Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата (продукта). 
 
 Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности. 
 
 Уроки дифференцированного обучения. Уровень знаний детей и их способности к обучению – главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс. На уроках дифференцированного обучения процесс освоения определенной темы, раздела может повторяться несколько раз, до тех пор, пока школьник не научится определенным действиям. 
 
 Проблемные уроки – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами.   В проблемном обучении применяют основные 3 метода:
1. Проблемное изложение.
2. Частично-поисковый;
3. Исследовательский.
 
 Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. Для таких уроков разрабатываются критерии действий учащихся как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного упражнения; образец выполнения другого более сложного задания. Данные образцы помогают детям быстрее и эффективнее приобрести тот или иной навык или умение. На уроке-тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные учителя всегда используют элементы педагогического творчества, например:
• подбор необычных заданий, дидактического материала; 
• организацию: 
 
Какая бы форма урока не была выбрана учителем – главное должен реализовываться деятельностный подход в обучении.
 Для организации деятельностного подхода на уроках географии необходимо руководствоваться следующими рекомендациями..(на слайде)
Исходя из этих требований, подбираются определенные формы и методы урока.
 
Методы 
Словесно-книжный метод (для учащихся 5 – 7 классов). Обучаясь работе с текстом, учащиеся готовят вопросы к тексту, учатся оценивать текст и подбирать альтернативную информацию.
Наглядный метод дает широкий простор для творчества. Учащиеся могут сами готовить наглядные пособия и использовать их в представлении учебного материала.
Практический метод является основным в развитии креативного мышления, так как открывает большие возможности для работы с географическим и картографическим материалом, для получения новых знаний;
Метод проблемного изложения материала сразу ориентирует учащихся на поиск необходимой информации и на избирательное использование ее.
Эвристический метод готовит школьников сконцентрировано решать задачи, разрабатывая как можно больше вариантов.
Исследовательский метод является кульминацией в развитии креативного мышления, так как включает в себя использование всех умений и навыков для самостоятельной работы. 
 Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.