использование здоровьесберегающих технологий в преподавании географии

25.04.2014 15:14

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

 
    «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» - утверждал  Артур Шопенгауэр [3]. Работая учителем географии, я понимаю, что методические возможности здоровьесбережения  этого предмета безграничны и разнообразны. 
После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика: ведь неизвестно, с какими проблемами он пришел из дома или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого ребенка нахожу доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на  протяжении всего занятия. 
На этапе актуализации опорных знаний, проверке домашнего задания или закрепления изученного использую прием «Чистая доска». Его суть в том, что на доске под различным углом написаны понятия изучаемой темы. Задача ученика выйти к доске и объяснив любое понятие стереть его с доски. 
При закреплении географической номенклатуры у карты помогает прием «Покажи где?». Учащиеся по очереди подходят к столу учителя и берут по стола перевернутую карточку, на которой указано название географического объекта (горы, реки, озера, равнины и т.д.) по изучаемой теме и показывают его на настенной географической карте. Модифицированный вариант приема «Покажи где?» прием «Страна-столица». На карточках указаны названия стран изучаемого региона, а задача учащихся показать ее расположение на географической карте и назвать столицу станы. Данный прием позволяет изучать политическую карту мира и организовать двигательную активность учащихся. Прием может быть использован на любом этапе урока.
 Двигательная активность учеников на уроке способствует лучшему овладению программным материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению [1 c.7]. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - утверждал К.Д.Ушинский.
Музыкальная терапия - эта технология не новая сама по себе, но я заинтересовалась ею совсем недавно. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ [4]. Изначально, стала использовать музыкальные фрагменты для формирования географических представлений у учащихся. Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение этапов урока. Мною накоплен богатый музыкальный материал для различных этапов урока. 
Одним из самых лучших моментов отдыха, я считаю физкультминутку,  имеющую географическую направленность.
Я решила соединить проведение физкультминуток с изучаемым материалом или закреплением уже изученного. И логика урока сохраняется, и смена деятельности – тоже отдых. Использую следующие виды физминуток:
Оздоровительные физминутки (танцевальные, ритмические, гимнастика для глаз, подвижные игры). 
 «Физминутка по карте России»: проследить глазами Северный полярный круг от Скандинавского полуострова до полуострова Чукотка, сильно зажмурить глаза, представить себе озеро Байкал, открыть глаза и показать его на карте.
«Загадки у доски»:  
1.Хомяк-турист по кличкой Полга
В круиз ушел по речке   … (Волга)
2. Королевич Елисей
Прыгнул в речку …. (Енисей)
3. Дятел выбивает дробь
На сосне у речки … (Обь)
 
Физкультурно-спортивные физкультминутки. 
Например, «Ванька-встанька»: если нужно запомнить какой-либо цифровой материал, то можно попросить учеников: приседайте столько раз, сколько в России часовых поясов. Наклонитесь столько раз, сколько морей омывают  Россию или сколько природных частей на Урале. 
 
«Разминка»
Хочешь быть здоров всегда
Повторяй за мной тогда.
Потянулись все вперед,
Разминаем пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Молодцы все девочки и мальчики.
Теперь наклоны головой,
Из стороны в сторону.
Поживее, не ленитесь,
И будет все здорово.
Вращения плечами начинай,
Чтоб прогнать усталость.
И не посетить тогда,
Твое тело слабость.
Разминка всем нужна всегда.
Ну что ребята, отдохнули? Да!
 
Дыхательно-речевые физкультминутки (дыхательная гимнастика, артикуляционные движения).
Например, если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд; упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 – надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2 – поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе)
Креативные физкультминутки (пантомима, пальчиковая гимнастика, сюжетно-ролевые игры, необычные движения). 
Например, «Бинокли»: поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем - получается овал. Одновременно называют отрасли растениеводства, либо географические объекты материка, природного района. Затем ученики смотрят в образовавшиеся бинокли [2].
«Приветствие»: учащиеся приветствуют друг друга, как жители разных стран.
Россия: пожимают руки.
Италия: горячо обнимаются.
Бразилия: хлопают друг друга по плечу.
Зимбабве: трутся спинами.
Македония: здороваются локтями.
Главная идея: подобные разминки географичны, осмысленны, их легко вписать в практически любой урок географии. Занимает 1–3 минуты. Налаживает взаимодействие учителя и учеников. Соответствует требованию о смене деятельности. 
В ситуации трудной задачи, выполнения самостоятельной работы, использую элементы аутотренинга. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки: 
Я скажу себе, друзья, 
Не боюсь я никогда 
Ни диктанта, ни контрольной, 
Ни проблем, ни неудач. 
Я спокоен, терпелив, 
Сдержан я и не хмурлив, 
Просто не люблю я страх, 
Я держу себя в руках. 
Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии, стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес к предмету. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но и выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Вот здесь необходимо применять разнообразные элементы рефлексии, это позволяет каждому ученику сделать выводы по уроку, а мне, как учителю, это особенно необходимо! 
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, развивают их творческий потенциал, снимают стресс и повышают интерес к урокам географии. Используя  их на своих занятиях, я обеспечиваю  ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения, формирую  у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
 
Литература:
1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - Москва: Вако, 2005.
2. https://natursciences.area7.ru/?m=5239 
3. https://www.proza.ru/2013/03/15/1928 
4. https://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/muzikoterapiya_kak_metod_psichoterapii.html